Home

Когда я только приехала в Польшу, я обращала внимание на людей – на то, чем отличаются поляки от украинцев. Когда я немного освоилась, то стала обращать внимание на улицы, дома, транспорт. Как работает в целом инфраструктура города, всякие коммунальные службы и т.д. Сейчас начала сталкиваться с разницей в наших культурах и традициях. И об этом намного сложнее написать, чем об очевидных измеримых вещах, так как надо вдаваться в слишком много подробностей и каких-то личных обстоятельств, чтоб описать один и тот же день в Польше и в Украине. В первую очередь это касается религиозных праздников. Ведь неплохо бы уточнить насколько верующая моя семья, страна в целом, это объяснит и откуда такое моё отношение, и в целом понимание происходящего, а это может отвести далеко от темы. Так что постараюсь написать просто, что видела.

* * *

1‑е ноября. Польских городок Голенюв. День Всех Святых. Студенты и родственники, которые живут в других городах и странах возвращаются в родные места. С самого утра семьи все вместе идут на кладбище, встречаются там с друзьями, ведь сегодня все там. На входе на кладбище продают цветы в горшках и свечи. Это первое, что меня удивило “живые цветы в горшках”. Это же так очевидно, что в земле цветы будут стоять дольше, и смотреться гораздо лучше искусственных или просто срезанных, которые завянут очень быстро. Приходишь, поливаешь, заменяешь. Жаль у нас такого пока нет.

Дальше мы пошли уже непосредственно к тем, кого пришли навестить. По дороге оставили свечку у подруги прабабушки, потому что они были подружками при жизни, а после лежат недалеко друг от друга. Мне объяснили, что сегодня такой день, что никто не должен остаться без внимания. И люди идут не только к ближайшим родственникам, но и к знакомым. Вечером, если видят, что могила осталась без цветов и свечей – оставят и там что-то. Возможно, родственники по каким-то причинам не смогли приехать, а ко всем сегодня должен прийти хоть кто-то. Ещё рассказали, что тут есть бригады “скаутов” и “практика” у школьников, когда они приходят и убирают на кладбище, помогают держать его в порядке. В Украине я бы переспросила дважды, зачем мой брат/ребёнок должен это делать, ведь это же Кладбище. Но тут на столько внешне все отличается. Чисто, ухоженно, могилы с разными цветами, кустами, туями, и грань между двумя мирами немного стирается, и уже как-то не так это все страшно. Грустно, но не страшно.

Ещё очень часто в день всех святых вечером люди опять идут на кладбище. Уже скорее для “красоты”, ведь вечером, когда всюду горят свечи – это красиво. И мы пошли. У меня до сих пор двоякое ощущение после такой прогулки. Хотя точно было не страшно.

Когда только подъезжали, уже с далека было видно, что свечи горят везде. Когда заходили на территорию, то стало немного теплей и светлей. Люди ходят вокруг, смотрят, чтоб везде были свечи. Добавляют где их нет, или мало. Вечером совсем другая атмосфера, чем днем. Как-то более камерно, хочется говорить шёпотом. И вообще не так грустно за тех кто ушёл, ведь они не забыты, о них помнят и по своему заботятся.

Сложно сказать, показывает ли отношение к тем кто умер, отношение к живым. Показывает ли это уровень культуры и помощи в обществе, память и уважение к своей истории? Пока не знаю. Но это точно выглядит “правильно” и, странно, но человечно.

Leave a comment